Неточные совпадения
Но мой духовный
опыт есть трансцендирование к
трансцендентному.
Но переживание
трансцендентного есть имманентный духовный
опыт,
трансцендентное не есть авторитет.
За пределами противоположения между Богом и несотворенной свободой, описывающего наш духовный
опыт по сю сторону, лежит
трансцендентная божественная тайна, в которой все противоречия снимаются, там неизъяснимый и невыразимый божественный свет.
Самобытность религии основана на том, что религия обладает своим способом опознания Божества, или органом
трансцендентного, своим удостоверением или (если распространить на область религиозной жизни понятие
опыта, как сделал это Джемс) своим особым
опытом.
Трансцендентное в самом общем смысле, т. е. превышающее всякую меру человеческого
опыта, сознания и бытия, вообще «этого мира», дано в первичном религиозном переживании, поскольку в нем содержится чувство Бога, — это есть основная музыка религии.
Без этого это только
трансцендентные и регулятивные принципы спекулятивного разума, которые побуждают его не допускать новый объект вне
опыта продолжать свое применение в
опыте до возможной полноты.
У Канта понятие «
трансцендентного» (выходящего за пределы возможного
опыта) противоположно понятию «имманентного» (целиком находящегося в пределах
опыта) (см.: Кант И. Соч...
В известном смысле можно считать (гносеологически)
трансцендентным сознанию всякую транссубъективную действительность: внешний мир, чужое «я», гору Эльбрус, Каспийское море, всякую неосуществленную возможность нового
опыта.
Следует различать между расширением нашего
опыта, открывающим нам новые миры (безразлично, будет ли это мир, изучаемый телескопом или же астральным ясновидением), и его прорывом, которым является соприкосновение с началом,
трансцендентным миру, т. е. с Богом.
Однако только опознанное в религиозном
опыте Трансцендентное, сущее выше мира, открывает глаза на
трансцендентное в мире, другими словами, лишь непосредственное чувство Бога дает видеть божественное в мире, познавать мир как откровение Божие, научает в имманентном постигать
трансцендентное, воспринимать мир как Бога, становящегося и открывающегося.
В мистическом
опыте трансцендентное становится имманентным.
Парадокс тут в том, что в мистическом
опыте есть стояние перед
трансцендентным и переживание
трансцендентного, но
трансцендентное в нем имманентно, самое различие между
трансцендентным и имманентным снимается, и это совсем не означает поглощения божественного человеческим.
Поэтому, будучи монистом и имманентистом в последней глубине мистического
опыта, веря в божественность мира, во внутреннюю божественность мирового процесса, в небесность всего земного, в божественность лика человеческого, я в пути утверждаю расщепление, дуализм свободы и необходимости, Бога, божественной жизни и «мира», мировой данности, добра и зла,
трансцендентного и имманентного.
И всякий мистический
опыт в пределе своем снимает всякую противоположность между
трансцендентным и имманентным.
В религиозном
опыте неизбежно прохождение через
трансцендентное отношение к Богу и
трансцендентное отношение к злу.